Индекс Хирша является широко используемым показателем в наукометрии для оценки продуктивности и влияния ученых, научных журналов, организаций, исследовательских учреждений или даже целых стран. Его используют наиболее известные базы данных и платформы, а также его показатели учитываются при составлении рейтинговых списков, например для National H-index Ranking. В этом руководстве представлен подробный обзор показателя h-index, его значения, применения и ограничения, а также советы по увеличению вашего h-индекса.
Что такое индекс Хирша?
H-index был предложен в 2005 в качестве способа оценки влияния и продуктивности исследователя на основе его активности в публикационном контексте. H-индекс рассчитывается с учетом количества публикаций исследователя и количества ссылок на эти публикации. Ученый имеет индекс Хирша «h» в случае, если у него есть «h» публикаций, каждая из которых была процитирована не менее «h» раз.
Какое значение имеют показатели h-индекса?
Индекс Хирша широко признан важным показателем для оценки научного вклада исследователей и учреждений. Он обеспечивает сбалансированную оценку как количества (количество публикаций), так и качества (количество цитат) работы. В результате, индекс Хирша стал неотъемлемым фактором оценки влиятельности университетов, научных учреждений, спонсоров при принятии решений о грантах, продвижении и сотрудничестве.
Особенности расчета индекса Хирша
Как применять индекс Хирша?
При помощи индекса Хирша в ученых есть возможность:
- Проводить сравнение продуктивности и влияния исследователей в рамках области знаний.
- Оценивать результаты работы научных групп или учреждений.
- Выявлять потенциальных сотрудников и экспертов в сфере знаний.
- Оценивать успех публикационных проектов и проводить распределения финансирования
Преимущества индекса Хирша
Преимущества индекса Хирша как наукометрического показателя заключаются в таких аспектах:
- Показатель основан на количественных данных, что делает его относительно объективным показателем продуктивности и влияния исследователя. Это может снизить влияние предубеждений при оценке научной карьеры ученого.
- h-индекс учитывает не только количество опубликованных работ, но и их цитируемость, что отражает их влияние на научное сообщество. Это позволяет оценить научную продуктивность исследователя с более сбалансированной точки зрения.
- Индекс Хирша побуждает исследователей к публикации качественных и влиятельных работ, которые будут активно цитироваться, вместо того чтобы стремиться к большому количеству публикаций низкого качества.
- Индекс Хирша легко вычисляется с помощью показателей наукометрических плптформ, таких как Google Scholar, Scopus и Web of Science, что делает его доступным для широкого круга исследователей и научных организаций.
Какие недостатки в индекса Хирша?
Несмотря на ценность h-индекса, необходимо учитывать его недостатки. К ним относятся:
- Индекс Хирша имеет накопительный эффект, поэтому зачастую можно проследить тенденцию, когда в более опытных ученых показатели выше, чем в молодых исследователей, несмотря на важность их научного вклада.
- H-индекс не различает позицию автора в списке авторов публикации, то есть наукометрические показатели будут повышаться в равной мере для всех участников авторского коллектива, без разграничения по объему проделанных ими работ.
- H-index не является нормализированным показателем и приравнивает все сферы знаний, вне зависимости от их динамики цитирования.
- Индекс Хирша не учитывает качество журналов, в которых опубликованы работы и качество цитирований этих статей (в том числе и чрезмерное самоцитирование).
- При расчете индекса Хирша нивелируется значение высокоцитируемых публикаций. Например, если в автора 2 статьи и каждая из них процитирована 1000 раз, h-index все равно=2.
Как повысить индекс Хирша?
Для выполнения некоторых научных целей и повышения влиятельности в наукометрическом пространстве, ученые могут воспользоваться такими советами по повышению индекса Хирша:
- Публикуйте свои исследования в высокорейтинговых научных журналах с большой аудиторией и высоким уровнем цитирования.
- Сотрудничайте с коллегами из разных областей, чтобы расширить свою аудиторию и увеличить наукометрические показатели.
- Продвигайте свои публикации в социальных сетях, конференциях, блогах.
- Обеспечьте доступность своих публикаций (Open Access), чтобы увеличить их видимость и возможность цитирования.
- Обратитесь за помощу к специалистам в сфере научного консалтинга, компании «Научные Публикации». Мы позаботимся об органическом повешении вашего индекса Хирша до определенного уровня в Scopus, Web of Science или Google Scholar, проведем аудит профиля автора, урегулируем необходимые технические моменты и предоставим экспертную консультацию.
Заполняйте заявку на нашем сайте и специалисты компании свяжутся с вами уже сегодня!