Состояние науки в Кыргызской Республике вызывает беспокойство, особенно в том, что касается Национальной академии наук Кыргызской Республики. Какие проблемы характерны для научной сферы в Кыргызстане сегодня? Какие перспективы развития в дальнейшем?
Каждая страна имеет собственный путь и опыт становления, и наука, как и любая другая отрасль, проходит через этапы развития и упадка. Сегодня мы рассмотрим и проанализируем современное состояние науки в Кыргызской Республике: в чем заключаются проблемы, каковы причины их возникновения, какие меры принимаются для их решения, и каковы перспективы развития в будущем.
Наука в Кыргызской Республики. Состояние в прошлом
1990-2002 годы
В 1990 году доля средств, которые были получены от научно-технических работ, в ВВП составляла 0,7%, то в 1998-2001 годах доля снизилась до 0,21%.
Научный потенциал Кыргызской Республики сосредоточен в 92 самостоятельных научно-технических учреждениях, организациях, предприятиях, высших учебных заведениях, научно-производственных центрах и временных творческих коллективах.
Уменьшение инвестиций в науку привело к изменениям в распределении финансирования исследований и разработок. Возросла доля средств государственного бюджета, направленных на фундаментальные исследования, тогда как финансирование научно-технических услуг практически прекратилось. Расходы из внебюджетных фондов уменьшились с 7% в 1996 году до 0,3% в 2000 году.
Это, в свою очередь, свидетельствует о снижении активности в создании различных фондов поддержки науки, например таких, как общественные, частные и региональные. Незначительная доля финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ поступает из собственных средств научных организаций, заработанных от выполнения хозяйственных договоров. Вместе с доходами от аренды помещений, эти средства преимущественно расходуются на оплату труда и эксплуатационные расходы, оставляя лишь небольшую часть для проведения научно-исследовательских работ.
В 1996 году доля средств заказчиков, вложенных в науку составила 32,4%, а уже в 2000 году снизилась до показателя в 18%. При этом, финансирование от иностранных инвесторов выросло в 12 раз.
Одновременно сократилась доля научно-технических разработок, направленных на создание новых материалов, продуктов, процессов, а также изготовление опытных образцов новой техники и изделий. Это во многом связано с отсутствием спроса на такие работы из-за недостатка финансовых ресурсов у потенциальных заказчиков.
В разработанном плане на 2003-2005 годы необходимо было увеличить финансирование науки из республиканского бюджета до 1% от ВВП, по сравнению с тогдашним показателем в 0,21%, и при этом перейти на программную основу финансирования. Для уменьшения относительной нагрузки на бюджет, нужно было увеличить долю внебюджетных ресурсов, привлекаемых для финансирования научных разработок, включая гранты зарубежных фондов, и довести ее до 50% от общего объема финансирования науки к 2005 году.
Кроме того, было запланировано повышение уровня заработной платы в сфере науки, чтобы увеличить количество ученых до 0,5-0,6% от общей численности занятых в экономике, по сравнению с тогдашним показателем в 0,3%.
2008-2011 годы
По состоянию на 2008-2011 годы количество работников, занимающихся научно-инновационными исследованиями и разработками в Кыргызстане, по сравнению с 1991 годом сократилось более чем вдвое.
Кроме того, в этот период отмечено сужение масштабов патентов и публикаций отечественных ученых. Существующий инновационный потенциал не отвечал потребностям производства, что приводит к разрыву между наукой и промышленностью. В отрасли используется неверный подход к финансированию - сметное финансирование научных исследований по строгим статьям экономической классификации бюджета заставляет научные учреждения ориентироваться на ресурсы, а не на результаты. Лабораторная и приборная база морально и физически устарела, что делает невозможным проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые бы отвечали потребностям потребителей.
Отмечено отсутствие механизма привлечения частного бизнеса к развитию научного потенциала, что приводило к низкой активности предпринимателей в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
К 2011 году были введены международные стандарты Good Scientific Practice, охватывающие ключевые аспекты, связанные с этикой научных исследований и разработок.
Современное состояние
В 2022 году в академии работали 1 235 ученых. Среди работающих ученых 125 были докторами наук, а 280 - кандидатами наук. Женщины составляли 52% от общей численности работников.
В 2022 году в республике насчитывалось 69 научных организаций, из которых на долю сектора высшего образования пришлось 33% и академического сектора - 32%.
Расходы государственного бюджета на научные исследования и разработки в 2022 году составили 791 млн. сомов и по сравнению с 2018 годом увеличились на 19%.
В общем объеме выполненных в 2022 году научно-технических работ, наибольшее их количество (более 67%) пришлось на организации академического сектора.
В выполнении научных разработок и исследований было задействовано более 7 тыс. человек, включая научно-педагогических работников учреждений высшего профессионального образования.
В общей численности работников, выполняющих научные исследования и разработки, более 78% составляют специалисты-исследователи, из которых 41% - доктора и кандидаты наук. При этом, доля женщин составляет 60%.
Возможность специалистам различных отраслей экономики республики повысить уровень образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования предоставляют аспирантуры и докторантуры.
В 2022 году количество аспирантов составило 2,2 тыс. человек, наибольшая доля из которых пришлась на медицинские (21%), педагогические (16%), экономические (11%) и юридические (10%) отрасли науки. Численность докторантов составила 236 человек.
Доля женщин в общей численности как аспирантов, так и докторантов, составила около 60%.
Реформа высшего образования и науки
Правительство Кыргызской Республики активно взялось за развитие экономики страны, приняв Национальную программу развития до 2026 года. Был разработан план действий из сотни мероприятий, а также найдены финансовые ресурсы для их реализации за счет международных банков и фондов.
Министерство образования и науки Кыргызстана периодически поднимало вопрос реформирования высшего образования и науки. Со временем, Совет по науке и инновациям при ПКР начал активно работать. Было принято решение о роли прикладной науки в экономике страны и конкретные меры по устранению препятствий для ее развития. Однако вопрос подготовки инженерно-технических кадров остался открытым. Высшее образование и наука неразрывно связаны, особенно в подготовке специалистов для основных секторов экономики.
Несмотря на многочисленные организационные изменения в образовательной сфере после обретения независимости, система высшего образования в Кыргызстане не в полной мере отвечает требованиям к качеству, особенно в инженерно-технической отрасли. В стране функционирует 64 высших учебных заведения, включая филиалы зарубежных университетов, но количество высших учебных заведений не соответствует их качеству.
Слабая языковая подготовка, низкое качество преподавания технических дисциплин, отсутствие практических навыков и сокращение учебных программ привели к снижению уровня подготовки специалистов. Система образования должна быть открытой к инновациям, но многие вузы пренебрегают созданием современной учебно-лабораторной базы.
Модернизация университетов должна включать создание инновационных вузов, сочетающих теоретические знания с практическими навыками. Это позволит улучшить научно-техническую базу и создать условия для научно-исследовательских и конструкторских работ, необходимых для развития экономики.
Недостаточность современной исследовательской базы приводит к спаду интереса молодежи к науке. Необходимо сосредоточить интеллектуальные и материальные ресурсы в технических вузах для проведения серьезных исследований по государственным заказам и совместных проектов с научными учреждениями. Это повысит качество подготовки кадров и будет способствовать развитию международных связей, которые помогут приобретать передовой опыт.
Развитие образования и науки в Кыргызстане должно идти в ногу с экономическими процессами страны. Коммерциализация научных разработок требует новых форм организации образования и науки на основе сотрудничества с Национальной академией наук Кыргызстана и отраслевыми НИИ. Реформы должны быть продуманными, чтобы избежать негативных последствий, а развитие международных связей повысит качество инженерного образования в стране.
На 2023 год в Кыргызстане функционирует 63 высших учебных заведения государственного и частного типов вместе с филиалами зарубежных университетов, тогда как в развитых странах со значительно большим количеством населения в целом существует около десятка вузов. Время от времени происходит попытка осуществления реформ путем их перевода в разные модели.
Национальная академия наук Кыргызстана в 2023 году
Состояние науки в Кыргызстане сегодня вызывает серьезные опасения, особенно в отношении Национальной академии наук Кыргызской Республики (НАН КР). В последние годы престиж академии значительно снизился. Если спросить у обычных граждан их мнение об академии, многие выскажут негативное отношение, утверждая, что ученые ничего не делают, но получают приличную зарплату.
Ситуация с зарплатами далека от идеала. Молодой специалист, поступивший на должность, например, инженера, получает всего семь тысяч сомов. Старший научный сотрудник зарабатывает около 12 тысяч сомов, а заработная плата доктора наук, профессора и члена-корреспондента НАН КР близка к доходам руководителя сельской управы. Вопрос финансирования академии также отражает отношение государства: в 2023 году на образование в республике выделили 83 миллиарда сомов, а Академия наук получила лишь 499 миллионов.
Эта сумма, хотя и выглядит значительной, на самом деле крайне недостаточна.
Особое беспокойство вызывает начатая в стране реформа, в рамках которой научно-исследовательские институты интегрируются с высшими учебными заведениями. НАН КР категорически не согласна с этим решением, поскольку оно противоречит Конституции, где указано, что академия координирует направления в сфере фундаментальных и прикладных наук. Реализация же реформы приводит к ситуации, когда академию "прикрепляют" к вузам, что, по мнению академиков, приведет к снижению научного потенциала.
Рейтинг научных учреждений Кыргызской Республики по индексу Хирша подтверждает опасения НАН КР. По состоянию на второй квартал 2024 года Академия занимает третье место в республике с индексом Хирша 37, уступая только Кыргызской медицинской академии и Кыргызско-турецкому университету. Университеты, к которым предполагается присоединить академию, имеют значительно более низкий индекс Хирша. Такое объединение, по мнению представителей академии, не повысит научный потенциал вузов, но снизит потенциал самой академии, что приведет к деградации науки в стране.
Несмотря на все сложности и низкую привлекательность науки для молодежи, все же есть энтузиасты, которые искренне заинтересованы в науке и приходят работать в академию. Однако таких немного. В основном же в академию идут те, кто не смог найти место в более благополучных учреждениях.
Хотя в прошлом году заработные платы в бюджетной сфере значительно увеличили, ученые получили лишь 50-процентное повышение, при этом были отменены надбавки за вредные условия труда. Академия также ожидает обещанных правительством 300 миллионов сомов на реализацию пяти подготовленных республиканскими учеными проектов, среди которых создание генетической лаборатории Институтом биотехнологий. Для этого нужно всего 1,5 миллиона долларов.
Перспективы
Концепция развития науки Кыргызской Республики до 2026 года (проект)
Концепция разработана в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О науке" и во исполнение Указа Президента "Об утверждении Концепции правовой политики Кыргызской Республики на 2023-2026 годы". Формирование государственной политики в развитии эффективности права во всех сферах жизнедеятельности обусловлено большими вызовами и угрозами современности. Необходимость новой роли науки для решения национальных и глобальных проблем, прогнозирования изменений и учета внутренних тенденций развития становится очевидной.
Сейчас разработка нормативных актов происходит ситуативно, в зависимости от задач государственных органов. Законопроекты имеют формальный характер из-за отсутствия связей с целями государственных органов, что вызвано недостаточной правовой подготовкой кадров, формальными задачами, не связанными с долгосрочными целями, и отсутствием триединства производства, науки и образования.
Основные задачи:
- Формирование системы распознавания вызовов и угроз, получение фундаментальных и прикладных знаний для ответа на них.
- Обеспечение решения научными институтами новых практических задач, повышение результативности исследований и проектов через инновационные технологии.
- Содействие прикладным исследованиям и экспериментальным разработкам, направленным на создание новых технологий для модернизации экономики.
- Обеспечение системного планирования и координации научных исследований и разработок.
- Создание благоприятных условий для исследователей и научных коллективов.
- Улучшение качества кадрового потенциала научных институтов.
Ожидаемые результаты:
- Создание механизма распознавания вызовов и угроз, получения необходимых знаний для ответа на них.
- Инновационная система сбора, мониторинга и анализа больших данных.
- Результаты прикладных исследований и проектов, направленных на модернизацию институтов.
- Рост количества междисциплинарных проектов.
- Система программирования правотворчества на основе потребностей общества.
- Благоприятные условия для научного сообщества.
- Улучшение кадрового потенциала научных институтов.
Предпосылки для научно-практического исследования
Кыргызстан имеет уникальную историю, культуру, ментальность и географическое расположение, что повлияло на развитие его институтов. За 33 года Кыргызстан не смог повторить успех зарубежных партнеров из-за особенностей внедрения механизмов развития. Тем не менее история страны имеет большой научный и практический потенциал. Анализ поправок к ведомственным и нормативным актам может дать понимание системы и ее механизмов, позволяя предвидеть дальнейшие шаги.
Сбор необходимых данных
На первом этапе сбор поправок к актам осуществляют государственные органы, координируемые Министерством юстиции. Необходимо определить структуру и характеристики информации. Сбор данных осуществляется компетентными лицами и передается ученым для обработки.
Классификация и категоризация полученных данных
Собранные материалы классифицируют и категоризируют в соответствии с поставленными целями. Для этого привлекают научно-аналитическое сообщество и координирующие органы.
Классификация включает:
- законодательные ошибки;
- функциональную необходимость;
- институциональные изменения;
- правовые реформы;
- приведение в соответствие нормативно-правовым актам и судебным решениям;
- поручение субъекта управления;
- категоризация проводится по субъекту управления, отраслями, дисциплинами, уровнями управления и спецификой правового регулирования.
Научный анализ данных
Анализ структурированных данных проводится для достижения ожидаемых результатов. Используются передовые методы и технологии, аутсорсинг и краудсорсинг. Результаты анализа оформляются в виде аналитических записок, справок, информаций и научных публикаций.
Оценка полученных результатов
Оценивание аналитических данных осуществляют высшие органы власти, судебные органы, органы со специальным статусом и научные институты Кыргызской Республики, такие как аппарат Президента, Жогорку Кенеш, Кабинет Министров, Верховный Суд, Конституционный Суд, Генеральная прокуратура, Национальная академия наук и др. Это является основой для дальнейшего государственного программирования, планирования и корректировки.
Надлежащая оценка может стать ориентиром для развития или корректировки существующей системы, способствуя улучшению как производственной, так и образовательной систем. Результаты оценки могут также усовершенствовать средства и методы научных исследований.
Использование полученных данных
Результаты научных исследований используются субъектами государственного управления для внесения изменений в стратегические документы и нормативные акты. Научное сообщество публикует результаты в виде статей, монографий, учебников и других изданий. Высшие образовательные учреждения внедряют их в учебные программы, корректируя рабочие планы для улучшения производственных процессов. Этот этап обеспечивает комплексную реализацию государственной политики в сфере высшего образования, ориентированную на интеграцию образования и производства, способствуя подготовке перспективных кадров. Происходит синергия практики, науки и образования, что способствует развитию государства с учетом национальных интересов Кыргызской Республики.
Объемы и источники финансирования
Финансирование плана действий будет осуществляться за счет всех разрешенных законодательством Кыргызской Республики источников. Это и средства, выделенные государственным органам из республиканского бюджета, а также гранты международных донорских организаций.
Одна из основных проблемы современного состояния науки в Кыргызстане это недостаточное финансирование, что негативно сказывается не только на заработной плате ученых, а и на качестве научных исследований. Недостаток средств и научно-исследовательской базы является причиной сниженного интереса молодежи к науке, и приводит к ухудшению взаимодействия между наукой и промышленностью. Кроме того, проведенная реформа, предусматривающая интеграцию научно-исследовательских институтов с высшими учебными заведениями, по словам ученых, может снизить научный потенциал Национальной академии наук.
На данный момент перспективы развития науки в Кыргызстане зависят от реализации концепции до 2026 года, которая предусматривает повышение эффективности научной деятельности и улучшение нормативно-правового обеспечения.
Для того чтобы достичь положительных результатов в развитии науки в Кыргызстане необходимо обеспечить стабильное финансирование и модернизировать инфраструктуру научных учреждений. Интеграция научных и образовательных учреждений должна быть продумана, чтобы избежать негативного влияния на научный потенциал и способствовать развитию инновационной деятельности.